Клуб любителей комнатных растений


Правила форума
Облегченная версия форума
Как пользоваться форумом Часто задаваемые вопросы


Текущее время: Чт мар 28, 2024 4:17 pm

Часовой пояс: UTC + 2 часа




 Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:47 pm 
АННА ПАВЛОВНА ПАВЛОВА – ТАНЦУЮЩИЙ БРИЛЛИАНТ ИЛИ ОЖИВШЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ


Изображение

О подлинной жизни её известно мало. Она сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и ярких секретов её искусства, в котором было много импровизации, чем самой её биографии. Её муж и импрессарио Виктор Дандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Но и эта книга – лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в Анне Павловой, что было самою её сутью, её дыханием, - Вдохновение, что жило во всей её творческой натуре!

Изображение

Наверное, секрет отличия Павловой от других танцовщиц, блиставших на сцене до и после неё, крылся в неповторимой индивидуальности её характера. Современники говорили, что, глядя на Павлову, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. Она казалась воздушной и неземной, летая по сцене. В её речи сквозило нечто детское, чистое, не вяжущееся с реальной жизнью. Она щебетала, как птичка, вспыхивала, как дитя, легко плакала и смеялась, мгновенно переходя от одного к другому. Такой она была всегда: и в 15, и в 45.

Изображение

Газеты посвящали ей пышные рецензии: «Павлова – это облако, парящее над землёй, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…».


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:47 pm 
Изображение

«Гибкая, грациозная, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Как быстро и пышно расцвёл этот яркий, разносторонний талант», - так восторженно отзывалась пресса о выступлениях Анны Павловой.

Изображение

Одна из подруг и преданных последовательниц балерины, Наталья Владимировна Труханова позже вспоминала с искренней горечью: «Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать её Танца! Это было что-то неповторимое. Она просто жила в нём, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа выразима словами..!»

Изображение

Образ, который обессмертил балерину – это, конечно, Лебедь. Поначалу он не был умирающим. Балетмейстер и друг Николай Фокин придумал для Анны концертный номер на музыку Сен-Санса буквально за несколько минут, импровизируя вместе с нею. Сначала "Лебедь" в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые 130 секунд танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла "рана" – рубиновая брошь.

Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:48 pm 
Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»


Изображение

Небольшая хореографическая композиция «Умирающий лебедь» стала её коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух.

Изображение

Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера.

Изображение

Силы её ослабевали, она отходила от жизни и покидала её в бессмертной позе, лирически изображающей обречённость, сдачу победителю – смерти.

Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:48 pm 
Анна включала "Умирающего лебедя" во все свои программы, и кто бы ни были зрители – искушенные балетоманы или впервые увидевшие балет простые люди – этот номер в её исполнении всегда потрясал публику. М.Фокин писал, что "Лебедь" в исполнении Павловой был доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Её танец, импрессионистический по своей природе, был пластическим воплощением музыки, образный и поэтичный, танец Павловой был одухотворен и возвышен, и поэтому его нельзя было повторить и копировать. Секрет ее успеха был не в исполнении па, а в эмоциональной наполненности и одухотворенности танца. "Секрет моей популярности - в искренности моего искусства", - не раз повторяла Павлова. И была права.

Изображение

Анна Павлова боготворила искусство, любила его с такой страстью, с которой к нему, вероятно, способны были относиться лишь женщины «серебряного века». Ни один музей мира не остался без её внимания. Ренессанс казался ей самой прекрасной из эпох в истории культуры. Любимыми скульпторами Павловой были Микеланджело и Донателло, а любимыми художниками — Леонардо да Винчи, Боттичелли и Содома. И в балете её вкусы сложились под влиянием чистых линий искусства Возрождения. Все ее партнеры обладали атлетическими фигурами, подобными фигуре «Давида» Микеланджело.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:49 pm 
Изображение

Изображение Изображение

Изображение

Однако, было бы неправильно думать, что великая Павлова была приверженцем исключительно петербургской школы классического балета и оттого отвергала новые искания Парижа и Монте-Карло. Нет, некоторые из её хореографических миниатюр: «Калифорнийский мак» с образом красных разлетающихся лепестков,

Изображение

«Стрекоза», которую балерина исполняла в костюме с крылышками в стиле art nouveau,

Изображение

Изображение Изображение

«Ассирийский танец», напоминавший ожившие барельефы Древнего Вавилона — явно относились к поискам нового жанра.

Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:49 pm 
Она даже посетила школу Мэри Вигман в Дрездене, поборницы нового движения в танце. Между тем, Павлова любила повторять, что красота танца значила для неё всё, а уродство — ничего (и она категорически отвергала, всё то, что казалось ей уродливым, и, в частности, некоторые пластические элементы новой хореографии). По её суждению, красота дарила людям счастье и приближала к совершенству.

Изображение

Интересовалась Анна и авангардным притягательным танцем талантливой американки Айседоры Дункан, не раз приезжала к ней в студию, но сама продолжала неустанно пропагандировать неувядающее искусство русского классического балета везде, где только могла и где хоть чуть – чуть позволяли условия быта! Анна Павлова не просто несла людям свое любимое искусство, она прокладывала новые пути, по которым классический балет приходил в жизнь разных народов. Для гастролей Павлова выбирала такие страны, как Индия, Египет, Китай, была в Японии, Бирме, Малайе, на Кубе, Филиппинах, выступала перед зрителями, которые до неё никогда не видели балета. Танцовщица поставила перед собой цель доказать, что классический балет не является тем искусством, что доступен лишь немногим знатокам.

Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:50 pm 
Самозабвенно выступала Павлова в школах маленьких американских городков в далекой провинции, перед мексиканскими пастухами, жителями горных индийских деревушек. Мексиканцы бросали в знак восхищения к её ногам свои сомбреро, индусы осыпали её цветами лотоса, сдержанные шведы огромной молча провожали её карету до самой гостиницы, после выступления в Королевском оперном театре, голландцы столь полюбили её, что вывели особый сорт тюльпанов и назвали его «Анна Павлова».

В Новой Зеландии:

Изображение


При всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова, безусловно, оставалась человеком своей эпохи. Как всякая красивая женщина, она любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа 1910-х и 1920-х годов. Так, в феврале 1926 года в Париже она позировала для обложки модного журнала «L’оfficiel» в панбархатном манто, отороченным соболями из дома «Дреколь».


Изображение Изображение

Изображение

В Англии она рекламировала туфли обувной фирмы «H. & M. Rayne», которые носила, по её словам, и на сцене, и в жизни. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно. Балерина любила и шляпки. Её придирчивость при покупке нарядов вошла в легенду. Бароном Дандре прекрасно описана привередливость примы в выборе каждой новой вещи.

Изображение

Изображение

Она придумала себе особый стиль одежды – многослойные тонкие покрывала, которыми обматывала тело.

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:52 pm 
Изображение

Изображение

Анна Павлова протежировала русским Домам моды в Париже: одним из её личных кутюрье был Пьер Питоев. Показательно, что программку выступлений труппы Павловой в парижском «Театре Елисейских полей» в мае 1928 года украшала реклама дома моды князя Феликса Юсупова — «ИРФЕ».

Программки выступлений Анны Павловой:

Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:53 pm 
Изображение Изображение

Изображение

Изображение Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:54 pm 
Искусство Павловой неотделимо от творчества замечательных театральных художников своего времени. В 1913 году по эскизам Бориса Анисфельда были выполнены сказочно прекрасные костюмы и декорации к балету Фокина «Прелюды» на музыку Листа. Константин Коровин создал для Павловой декорации к двум спектаклям. Это были «Снежинки» — фрагмент из первого акта «Щелкунчика» Чайковского, поставленный в ее труппе как самостоятельный одноактный балет — и «Дон-Кихот», первый акт которого балерина танцевала во время своего американского турне 1925 года. Костюмы к «Менуэту», «Умирающему лебедю» и «Музыкальному моменту» были выполнены по эскизам Леона Бакста, а русский костюм Павловой – по рисунку талантливого Сергея Соломко, любимого художника Императора Николая II. Мстислав Добужинский был автором декораций и костюмов для ее «Феи кукол». Впоследствии, правда, они были заменены оформлением Сергея Судейкина. Современники отмечали сценическое сходство «Феи кукол» из репертуара Павловой с поставленным у Дягилева «La Boutique Fantasque» («Причудливый магазинчик»), старинным венским балетом, который шел на сценах многих европейских театров в начале ХХ века. Спектакль «Приглашение к танцу» был оформлен Николаем Бенуа (сыном Александра Бенуа). В 1917 году в репертуар Анны Павловой был включен «Египетский балет» в постановке Ивана Хлюстина на музыку Верди и Луиджини. Оформление к нему было создано Иваном Билибиным. Билибин оформил для труппы Павловой и постановку «Русской сказки» на сюжет «Золотого петушка» в хореографии Лаврентия Новикова.

Сомов К. Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в "Арлекинаде" (б., акварель, карандаш); 1909:

Изображение

Leon (Samoilovitch) Bakst "Diana" (Costume Design for Anna Pavlova) 1910:

Изображение

"The Butterfly" (Costume Design for Anna Pavlova) 1913:

Изображение

J. Rous Paget (Costume Design for Anna Pavlova), 1926:

Изображение

J. Rous Paget (Costume Design for Anna Pavlova), 1926:

Изображение


Костюм Лебедя:

Изображение

Русский костюм Анны Павлововой по эскизу И.Билибина:

Изображение


Анна Павлова в русском костюме:

Изображение


В костюме Феи кукол по эскизам Льва Бакста. С Анной Павловой на балетную сцену пришел новый идеал красоты: пышнотелых Венер эпохи Петипа сменили бесплотные Сильфиды:

Изображение

Изображение

Деятельность Анны Павловой выходит далеко за пределы её исполнительского творчества. Маршруты её путешествий, пересёкшие все континенты земли, были маршрутами, по которым русская хореографическая культура входила в жизнь народов разных стран. В лице Анны Павловой русская балетная школа получила мировую славу и признание.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:54 pm 
Изображение

А где больше всего хотела жить она, перелётная птица, странствующая балерина, до конца остававшаяся русской во всём? «Где-нибудь в России», – неизменно отвечала Павлова, но это её желание так и оставалось невозможной мечтой.

Изображение

Её английский особняк Айви-Хаус - «дом, увитый плющом», встречал гостей прудом с лебедями, среди которых был её любимец – белоснежный и гордый красавец Джек (он, словно собака, ходил за хозяйкой по саду, не боясь брать из её рук лакомство).

Изображение

Изображение


С лебедями балерина любила фотографироваться. Известен её снимок, где фотограф обыграл действительное сходство – изгиб лебединой шеи и гибкость женской балетной фигуры.

Изображение

Изображение


Павлова, в отличие от других выдающихся балерин, не передала свой репертуар последовательницам и не потому, что не хотела сделать этого или потому, что у неё не было учениц – в Англии она организовала целую балетную школу и уделяла своим воспитанницам много внимания, и профессионального, и человеческого. Её искусство, как точно отметил лучший балетный критик эмиграции Андрей Левинсон, «рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».


Изображение


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Вечный лебедь. (Анна Павлова, 1881 - 1931 гг.)
СообщениеДобавлено: Вс июн 27, 2010 10:55 pm 
Её жизнь в танце можно было бы назвать подвигом. Так её потом и назвали. Но она вовсе не воспринимала её, как подвиг. Она просто жила, словно готова была вечно танцевать вместе со своею труппой, обожавшей в ней все: стиль одежды, шляпы, туфли, поведение, срывы, капризы, походку, манеру говорить и смеяться и трогательно оберегавшей ее, словно своего любимого звездного ребенка… Ребенка. Она им и была, ребенком, очарованным с детства балетом. Не собиралась умирать, для нее смерти не существовало, ведь она сумела остановить время в изящном беге по сцене, в медленном грациозном па своего неповторимого «Лебедя», в романтическом кружении прозрачной Сильфиды, в медленном танце грациозно - безумной Жизели. Даже уходя навсегда, в хмурое утро 23 января 1931 года, в жару и горячечном бреду неожиданной, и, казалось, пустячной инфлюэнцы, резко осложнившейся быстротечным воспалением легких, Анна готовилась к очередному выходу на сцену...По легенде, её последние тихие слова в бреду были обращены к костюмеру собравшейся у постели труппы: «Приготовьте мой костюм Лебедя!»

Изображение

…Балет в отличие от литературы, живописи, музыки, искусство хрупкое, сиюминутное, существующее только «здесь и сейчас». Искусство Анны Павловой завораживало и увлекало. И время оказалось не властно над ним. Казалось бы, классический танец – пируэты, батманы, плие, па-де-буре – все хорошо известно, но гениальная Павлова могла выразить живое чувство, прихотливую смену настроений, игру фантазии при помощи балетных па. И сколько бы ни размышляли над секретами ее исполнения, загадками и тайнами ее искусства, они остаются неразгаданными.


Вернуться к началу
  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
.

Часовой пояс: UTC + 2 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

загрузка...
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB